ВМЕСТЕ ПО УРАЛУ

ПВД в окрестностях Екатеринбурга и дальше

Весеннее путешествие по Уктусским горам и реке Патрушиха
05 мая 2019г.

Кто куда, а мы – за подснежниками. Вообще-то, наши «подснежники» – это сон-трава. Но так уж повелось в русской традиции, что первые весенние цветы принято называть подснежниками (кто раньше появится из-под снега, тому и быть подснежником, будь ты ветреницей, сон-травой или настоящим подснежником). А мы чтим русские традиции.
Опытным путем установлено, что богаты подснежниками склоны Уктусских гор и Лысая горка, что в окрестностях поселка Рудный. Не мудрствуя лукаво, решили объединить два объекта в одном маршруте. Утвердили кольцевой маршрут:
1-ая его половина пройдена по хребту Уктусских гор (от остановки «Уктус» до Лысой горки, что в окрестностях п.Рудный);
2-ая его половина пройдена вдоль речки Патрушиха (от п.Елизавет и до остановки «Уктус»).

Уктусские горы являются главной достопримечательностью южной окраины Екатеринбурга. Это самый высокий горный массив в черте города. Горы эти весьма древние, геологи обозначают их возраст внушительной цифрой – 525 млн. лет. Они расположены в трех лесопарках Уктусского лесничества. Наш маршрут проходит по двум лесопаркам – Уктусскому и Нижне-Исетскому.

Раньше устье реки Патрушиха располагалось вблизи села Елизавет. Патрушиха впадала в речку Уктус, которая примерно в 1930 году была переименована в Патрушиху.  Так что начиная с 17-го века река не единожды сменила имя, носила она такие имена: Калтык («Горло» по-татарски), Вязовка, Уктус, Патрушиха.

Поселок Елизавет расположен в средней части р.Патрушихи и является ровесником Екатеринбурга, он возник в 1722 году в связи со строительством Верхне Уктусского железоделательного завода. Селение названо было именем цесаревны Елизаветы (дочери Петра 1). Все елизаветинцы были работниками казенных заводов, а кроме того они занимались хлебопашеством и  огородничеством. Существовала в селении заимка Екатеринбургского женского монастыря, которое нынче отреставрировано и выглядит весьма нарядно и богато.

С материалами нашего путешествия в историческое прошлое Екатеринбурга, где мы путешествовали берегом реки Патрушиха, можно познакомиться в нашем отчете от 01 мая 2017 года по ссылке - https://vmeste-po-uralu.livejournal.com/17399.html

А мы нынче идем за подснежниками, господа. Пойдемте с нами.

Статистика похода: общая протяженность маршрута – 20 км.

С Вами была группа «Вместе по Уралу»:

По руслу Исети от станции Арамиль до деревни Фомино
02 мая 2019г.

Хвастаться особо нечем: в настоящее время наша река Исеть входит в тройку самых грязных рек России – Исеть, Иртыш и Волга. А когда-то она была кормилицей. О жизни Исети до появления Екатеринбурга известно мало. Но судя по археологическим раскопкам, когда-то здесь водились ценные осетровые породы рыб.
18 век стал переломным в судьбе реки, тогда по ее берегам один за другим возводили заводы. Исеть считалась удобной рекой для строительства оных. По технологиям 18 века река должна была удовлетворять следующим требованиям: она должна быть с высокими берегами, не слишком широкая и глубокая, чтобы можно было перегородить плотиной за разумное время и за разумные деньги, но и не слишком маленькая, чтобы запасы воды были достаточными. Вода – это энергия, необходимая для любого производства. Размер пруда определял и мощность завода.
Заводы – это люди, а где люди – там и мельницы. Мельниц на Исети было немало. Для каждой мельницы возводили плотину и создавали пруд. В настоящее время от плотин мало что остались - одни развалины… Некоторые из них мы посетим в нынешнем походе. Нами запланирован поход по руслу Исети от ж/д станции Арамиль до деревни Фомино. В путешествии мы активно использовали материал нашего уральского краеведа Майданика Б.З., которым он щедро делится на форуме «Вечный странник».
Дадим краткую информацию о селениях и мельницах, которые посетим сегодня.

Станция Арамиль и город Арамиль – это разные объекты, она находится приметно в 7 км на северо-восток от города.

Село Бобровское старинное, намного старше Екатеринбурга, первое упоминание о нем относится к 1708 году. В 1827 году в селе появилась мельница, которая принадлежала Н.Турчаниновой-Колтовской дочери владельца Сысертских заводов А.Турчанинова.  Госпожа Колтовская недолго хозяйничала в Бобровке. Ее мельница была разрушена и полвека простояла в развалинах, а в последней четверти 19 века ее приобрел и заново отстроил екатеринбургский купец Павел Васильевич Иванов. Сейчас на месте бывшей мельницы находится Бобровский электроизоляционный завод.

Плотину и мельницу у поселка Ключи построил в 60-х годах 19 века известный тогда мукомол Никифор Грачев. Затем ее хозяином стал зять Грачева Степан Первушин, передавший мельницу своему зятю Александру Борчанинову. При мельнице была небольшая электростанция. В годы Гражданской войны остановилась электростанция, перестала работать мельница.  Поскольку Двуреченскому заводу не хватало энергии, на сохранившейся плотине построили ГЭС. Но как только к заводу подвели ЛЭП, ГЭС законсервировали, пруд спустили, на месте водосброса построили мост.

И Бобровский, и Фомино вытянулись между Багарякским трактом и рекой на многие километры. Селения обжили правый, более пологий берег реки. Мы же двигались левым, более гористым берегом. Приглашаем Вас на виртуальную прогулку по левому берегу Исети.

Последней на марше была старинная деревня Фомино, которая известна любителям геологии своими месторождениями мрамора. Месторождение можно разделить на три части: северную, где добывали голубовато-серый мрамор; южную, где мрамор был полосчатым золотисто-желтым; и центральную, состоящую из пластов мраморнизованного известняка. Наши попытки отыскать мраморные карьеры не увенчались успехом. Не все коту маслице…

Статистика похода следующая: общая протяженность маршрута – 24 км, средняя скорость – 3,9 км/час.

Вот, пожалуй, и все. Конец.

Хребет Нурали (Башкортостан)
27 апреля 2019

Оглядываясь на день вчерашний, чрезвычайно остро ощущается справедливость утверждения, что мы живем в мире, где нет ничего постоянного. То, что справедливо сегодня, может быть ошибочно завтра. То, что работает сейчас, может оказаться бесполезным в ближайшее время. Единственное, что остается у нас, – это постоянные изменения. Вечная изменчивость – это просто всеобъемлющее свойство мира.
Апрель, конечно, весенний месяц, но нынче он никак не может договориться с зимой: кому быть, кому править. Нет у зимы и весны согласия, нет у них общности интересов и единства целей, не говоря уже о единстве действий. Зима, как птица Феникс, стряхнула с себя пепел и опять пошла валить снег, насылать морозец. Я начала писать отчет о вчерашнем походе и ощутила, будто вернулись мы из другого мира. За окном валит густой снег, укрывает землю и ветви деревьев, силуэты домов чуть просматриваются сквозь белую пелену… А вчера мы были в настоящей весне. Нам выпал чудесный весенний день: яркое солнце пригревало, над головой голубело безоблачное небо, было тепло, сухая земля услужливо стелилась под ногами, то там, то сям выглядывала сон-трава, закопошились муравьи…  Как же нам повезло! Остается только благодарить судьбу за этот неповторимый весенний день. Быть благодарным – это всегда правильно.

Read more...Collapse )

Вот, пожалуй, и все. Путешествие окончено.

Весенний поход по берегам трех рек – Логиновка, Брусянка, Исеть.
13 апреля 2019г.

Сегодняшний наш маршрут начинается в окрестностях села Логиново, которое расположено в большом логу. Отсюда и название села – Логиново. По дну лога, извиваясь, течет небольшая речка Логиновка. Обычно мы путешествовали от Логиново до Гилева  по правому берегу Логиновки. Нынче решили пройти ее левым берегом, поэтому начали маршрут от железнодорожного остановочного пункта 51км.

Весной Логиновка бурлит, как настоящая горная речка, несет свои мутно-коричневые воды в Брусянку, являясь ее левым притоком. Берега ее весьма живописны, главным украшением являются глиняные обрывистые берега.

Конец.

Весенний поход в окрестностях поселка Шабры
30 марта 2019г.

Хорошая новость: с уверенностью можно сказать, что зимние холода мы пережили, а весна входит в силу. Теперь нужно пережить период межсезонья с его неожиданными перепадами температур, гололедом, таянием снегов, разливами рек и прочая, и прочая.
Сегодня мы отправляемся путешествовать в окрестности поселка Шабры по следующему маршруту: поселок Шабры – карьер Старая Линза – Змеиная горка – Высокая горка – скальные выходы в окрестностях железнодорожной станции Седельниково (давненько на них посматривали) – поселок Шабры.

Всем пока.

Сегодня 03.04.2019 Серж Милославский добавил информацию о переправе через речку Арамилку к Шабровским Каменным Палаткам. Думаю туристическую братию эта информация заинтересует:
"Вот они, Шабровские Каменные Палатки, рукой подать. Видит око, да зуб неймет. Теперь к объекту нужно пробираться или со стороны станции Сысерть, или со стороны поселка Рудный… Или искать переправу."

"Мы с Глуховым перешагнули Арамилку - воды 15 см. А лес весь почти у Островных скал в поле куда вы не дошли вырубили. Знать бы какой это гад сделал?" (с) Серж Милославский
Фильм Сержа Милославского "Шабры. Нефтебаза. Каменоломня. 2019". События происходят в тоже время, в тех же местах. Спасибо Сережа за предоставленный материал.

Весенний променад вокруг урочища Попов Лог
23 марта 2019г.

Как  начался наш сегодняшний походный день? Спонтанно. Какой автобус первым прибыл на остановку Южная, туда и поехали. И выпала нам поездка в поселок Рудный. Сидя в автобусе, и набросали приблизительную нитку маршрута. Начнем маршрут с Елизаветинского глиняного каньона, по заброшенной узкоколейке дойдем до Елизаветинского опытного завода, а дальше внесем элемент разведки: обойдем Елизаветинский завод не справа (как обычно делаем), а слева. А дальше – по обстоятельствам.

Read more...Collapse )
Статистика похода: общая протяженность маршрута – 12 км.

Конец.

Скалы Три Сестры и Семь Братьев (окрестности Верх-Нейвинска)
23 февраля 2019г.

Величественные, грандиозные, впечатляющие – так можно охарактеризовать скалы в окрестностях поселка Верх-Нейвинск, которые мы планируем нынче посетить – скалы Три Сестры и Семь Братьев. Скальные выходы, подобные им, не оставляют равнодушными посетивших их людей, потому они овеяны легендами.

Зимний поход в окрестностях Коуровки

16 февраля 2019г.

Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? Совершенно верно, это бывает в феврале. Февраль нынешнего года весьма снежен, засыпал все проторенные ранее дороги, как результат - не представляешь, что ожидает на марше. Так что план свой набросали тоненьким пунктиром. Будем ориентироваться на обстановку, будем гибкими, будем импровизировать. Для начала пройдем к турбазе «Чусовая», перейдем Чусовую у скал Собачьи Ребра (если лед позволит), выйдем к скалам Георгиевский и Часовой, а там посмотрим. Нам нужно познакомиться с обстановкой на реке - состояние льда, уровень снега, чтобы выстроить дальнейший маршрут.
Вышли на окраину поселка Прогресс. Обычно, хорошо протоптанная тропинка вдоль левого берега Чусовой выводила к старинному уральскому селу Слобода, попутно позволяя любоваться отрогами Слободского камня.  Нынче засыпанная снегом тропа еще видна, но явно не пользуется спросом у местного населения, не утоптана. Но мы же не какие-нибудь хаотичные молекулы, у нас худо-бедно но есть план, в своем начале он довольно четкий, как русло Чусовой, вдоль которой мы движемся. Так что поехала кума ведомо куда.

Read more...Collapse )

Наш поход подошел к своему концу.

Статистика похода следующая: общая протяженность маршрута – 15,5 км, средняя скорость – 3,5 км/час.

Конец.

Плановый поход в окрестностях Полевского (озеро Теплое)
02 февраля 2019г.

У пеших туристов в разгаре зимние путешествия по замерзшим руслам рек, акваториям озер и прудов, а тут на тебе … - путешествие к незамерзающему озеру. Согласитесь, любоваться зимой открытой водой незамерзающего озера по-своему интересно. На 2 февраля нами был заявлен плановый поход в окрестностях Полевского к незамерзающему зимой Теплому озеру. Заявленный маршрут – в самый раз для зимы: небольшой километраж, лыжная база старательно прокладывает лыжные трассы и тропы здоровья, а главное – он заканчивается теплым автовокзалом поселка Северский. Уральская зима весьма своенравна, не знаешь, что она преподнесет в день проведения запланированного ПВД (квартальные планы составляются загодя, фактически за 3 месяца до указанного в плане похода).

Read more...Collapse )
Статистика похода: протяженность маршрута – 13 км.

Хороших дорог под ногами (а то снег в нынешнем феврале падает и падает, не переставая; за два дня выпала месячная норма) и дожить до весны (а то грядущую неделю февраль собирается лютовать не по-детски).

Конец.

Зимний поход в окрестностях поселка Рудный
12 января 2019г.

Обычно, мы вспоминаем о поселке Рудном и о походах в его окрестностях зимой. В основном посещаем живописные места: Елизаветинский рудник с его красивыми  глиняными каньонами, Лысую горку с видами, открывающимися с ее вершины, и подснежниками на склонах горы весной. А вот на восток от поселка Рудный, в юго-восточную часть Нижне-Исетского парка еще не хаживали. Сегодня решили познакомиться с логами и кряжами Уктусских гор в этом районе, запланировали следующий маршрут: пос.Рудный – гора Генина – гора Маяк – окраина Нижне-Исетска.

Read more...Collapse )
Общая протяженность маршрута – 18 км.